22.11.2012 «О кризисе системы образования в Российской Федерации и борьбе левых сил за ее возрождение»

Заявление 2-го совместного с ЦРК Пленума Исполкома МОО «МОК». Город Москва, 17 ноября 2012 года.



Наступление на систему образования, которое ведется сейчас российскими властями, является органической частью общего неолиберального курса экономической и социальной политики, которая проводится не только в нашей стране, но и в большинстве государств Европы.

Однако не так уж много стран, где подобные меры проводятся так агрессивно, беззастенчиво и разрушительно, с таким демонстративным пренебрежением мнением общественности и профессионального сообщества, как у нас.

Разрушительная работа ведется комплексно и сразу по многим направлениям. Дезорганизуется система преподавания, в школах вводятся новые ненужные и непонятные самим учителям дисциплины, сокращается преподавание базовых предметов, под предлогом предоставления ученикам свободы выбора, школьная программа лишается целостности, системности и какой-либо единой логики.

Оплата труда учителей, университетских преподавателей и более широкого круга «бюджетников», ставится в зависимость от оценки их работы непосредственным начальством, без какой либо связи или учета мнения родителей, школьников и студентов.

С одной стороны, происходит стремительная коммерциализация всех сторон жизни вузов и школ, а с другой, их работа душится беспрецедентным бюрократическим давлением. Резко снижается качество учебников и учебных пособий, особенно по гуманитарным предметам. Преподавание истории, обществознания и литературы всё больше превращается в навязывание молодым людям принципов реакционной идеологии, конформизма и клерикализма в духе худших образцов времен самодержавия Романовых.

Впервые за всю историю российского образования в светских университетах создаются кафедры теологии, чего не было даже при царизме. Причем создаются они не только в гуманитарных, но и в технических вузах, за бюджетные деньги — одновременно власти урезают расходы на преподавание базовых дисциплин и пытаются сократить число бюджетных мест в вузах под предлогом недостатка средств.

Единый государственный экзамен превратился в систему формальных требований, выполнение которых предполагает бессмысленное зазубривание готовых ответов, а построенная на этой основе система делает принципиально невозможной ни проверку реальных знаний ученика, ни оценку уровня понимания им предмета.

В целом власть взяла курс на сознательное свертывание системы высшего образования, особенно в провинции, демонтаж системы педагогических вузов, снижение качества школьного образования таким образом, чтобы максимально затруднить или сделать интеллектуально невозможным для большинства выпускников эффективное обучение в университетах.

Смысл этой политики помимо превращения образовательной системы в источник прибыли состоит в том, чтобы усилить и закрепить социальное неравенство, оградив имущие классы от конкуренции «снизу», а также в том, чтобы принудить молодежь наниматься на плохо оплачиваемую и неквалифицированную работу. О том, чтобы создать на производстве качественные и достойно оплачиваемые рабочие места для тех, кого вытесняют из системы высшего образования, речь не идет.

Разгром системы высшего и подрыв среднего образования означают не только предстоящую потерю десятков тысяч рабочих мест в масштабах страны, но и резкое сокращение возможностей трудоустройства для молодежи, удар по социальному воспроизводству многих регионов, экономика которых зависит о действующих на их территории вузов.

Политика левых и борьба активистов Межрегионального Объединения Коммунистов в сфере образования должна быть в первую очередь направлена на максимально широкую мобилизацию общественных сил против проводимой властью реформы образования, объединение в рамках широкой коалиции учащихся, преподавателей, родителей, академического сообщества. Необходимо добиваться отмены ненавистного большинству россиян ЕГЭ и замены его новой интегрированной аттестационной системой, построенной на оценке знаний и понимания предмета учащимися.

Необходимо защищать принципы университетской автономии, положив конец диктату Министерства образования по отношению к ВУЗам, одновременно добиваясь всесторонней демократизации университетской жизни.

Мы выступаем за проведения отраслевого Конгресса в сфере образования, в ходе которого демократически избранные представители профессионального сообщества и учащихся смогли бы провести открытую и честную дискуссию, взять судьбу реформы в собственные руки.

Борьба за образование сегодня, это больше, чем просто выступление за право граждан России получать бесплатно необходимые знания и пользоваться достижениями, завоеванными нашим народом на протяжении ХХ века.

Это передовой фронт борьбы за социальные преобразования, против неолиберализма и политической реакции.

Комментарии читателей

23.11.2012  Евгений1
Правильно, но нужен конкретный план претворения этих положений в жизнь. На мой взгляд: 1) оперативно должна быть создана комиссия с привлечением лучших специалистов в области образования, таких как Олег Смолин, Жорес Алферов и др. Причем, в нее должны войти молодые ученые и думающие студенты, прогрессивные и любящие свою Родину на деле, преподаватели школ и ВУЗОВ, прогрессивные инженеры и писатели. 2) Необходимо разработать, обсудить в обществе и внедрить в жизнь образовательных заведений Кодексы чести ученого, преподавателя, студента, учащегося, не допускающие проведения сделок со своей совестью и положениями этих документов. Нарушители этих кодексов должны быть окружены презрением образовательного сообщества. Аналогичные кодексы нужны, рабочим, журналистам, артистам, депутатам от левых сил. Может быть кому - то это предложение покажется наивным, Но, наверно, надо прекратить плавать безо всяких ВЕТРИЛ. Надо не только разделять марксистскую идеологию, но применительно к условиям развития общества разрабатывать и внедрять конкретные рычаги его преобразования (а м.б. спасения)

Добавить комментрий...