25.02.2011 Иван Овсянников на Рабкор.ру: «Салтычиха и модернизация», или урок для зампреда ЦК КПРФ Владимира Кашина

В конце 2010 г. интернет-журнал «Рабкор.ру» опубликовал статью питерского левого публициста Ивана Овсянникова, где он рассматривает драму станицы Кущевская и положение российского села с марксистской точки зрения. И получается убедительно! Выходят, не правы и те, кто считает, что метод марксистского анализа безнадежно устарел, и те, кто уверен в обратном, но сетует на отсутствие авторов, этот метод применяющих. Так что статья И. Овсянникова нас порадовала. А вот зампреду председателя ЦК КПРФ Владимиру Ивановичу Кашину, который считается в партии видным специалистом по селу, впору повеситься. Ибо на фоне овсянниковского анализа еще более постыдно-буржуазным, во многих местах уместным не для коммуниста, а для члена какой-нибудь «партии крупных сельских капиталистов», еще более не марксистским кажется кашинский доклад о «спасении села» на пленуме ЦК КПРФ. Предлагаем ознакомиться с разбором выступления Владимира Кашина, опубликованным ранее на ком-питере – http://www.com-piter.ru/3117.htm, а затем прочитать статью Ивана Овсянникова. Почувствуйте разницу!



19 февраля будущего года исполнится 150 лет со дня отмены крепостного права в России. Вряд ли стоит ожидать пышных государственных торжеств по этому случаю. Правящие круги отнюдь не заинтересованы в том, чтобы привлекать общественное внимание к революционной тематике, даже если речь идет о трусливой и непоследовательной «революции сверху». Широкое обсуждение исторического сюжета полуторавековой давности может вызвать крайне неприятные для власть имущих и неожиданно злободневные вопросы. Например, о том, как резня в станице Кущевской Краснодарского края связана со сложившейся в России экономической системой.

 

В уходящем году вотчина губернатора Ткачева дважды оказывалась в центре громких скандалов. В июле произошла массовая драка на этнической почве в детском лагере «Дон» под Туапсе. А 4 ноября страну потрясла бойня в Кущевской, вскрывшая чудовищные факты мафиозного беспредела и коррупции на Кубани. Пересказывать отвратительные подробности произошедшего не имеет смысла - за последний месяц они стали известны всем. Однако ни либеральные, ни тем более официозные комментаторы практически не говорят о социальной подоплеке этого кровавого инцидента.

 

Эффективный бизнес

 

Итак, кто же такой Сергей Цапок, глава банды, в течение нескольких лет терроризировавшей станицу? Маньяк? Рецидивист? «Браток» из 90-х? Отнюдь. Перед нами успешный представитель молодой буржуазии: выпускник университета, имеющий кандидатские корочки по социологии, сын Надежды Цапок, владелицы сельскохозяйственного холдинга «Артекс-агро», замдиректора которого является и подельник Цапка Сергей Цеповяз.Преступная группировка действовала под прикрытием охранного предприятия «Центурион-Плюс», также входящего в холдинг. Таким образом, за убийством семьи фермера Аметова и многолетним террором против местных жителей стоит крупная капиталистическая фирма, а точнее, латифундия, действовавшая вполне в стиле мексиканских плантаторов времен Эмилиано Сапаты.

 

Процветающий бизнес семьи Цапок входил в список трехсот самых крупных и эффективных агропредприятий России. Не случись кущевской трагедии, мы бы, наверное, не узнали, на чем зиждилось богатство этих кубанских помещиков. Между тем, на «Артекс-агро» широко применялся рабский труд, что не являлось секретом для станичников и никого особо не шокировало. Освобождение тринадцати невольников произошло всего за несколько дней до резни, 27 октября, после того, как бежавшие с фермы рабыни из Прикарпатья обратились за помощью в генеральное консульство Украины. Показательно, что данный факт не привлек ни малейшего внимания федеральных СМИ и властей. Слишком тривиально! Но если бы рабовладельцы были арестованы 27 октября, трагедии 4 ноября могло не быть.

 

Асьенда

 

«Ужас начался сразу с приезда на хутор Павловский, где находится ферма, - рассказывает одна из работниц, 32-летняя Зита Вайс. - У нас сразу забрали паспорта - якобы для оформления регистрации. А уже на следующее утро отправили работать... Ни одного дня отдыха... В семь утра подъем, быстро собирались, и нас везли работать - то на ферму, то семечки грузить в машины. Возвращались обратно уже в темноте... На ночь нас запирали на замок, а потом даже соорудили вокруг барака высокий забор». Пытавшихся сопротивляться или сбежать жестоко избивали. В качестве подневольной рабсилы использовались не только мигранты, но и местные подростки, которых подручные Цапка «хватали в парке и отвозили на ферму матери своего предводителя. Там они убирали навоз, делали другую грязную работу».

 

Что касается «вольных» станичников, большая часть из которых также работала в цапковском поместье, то по отношению к ним фирма вела политику, сильно напоминающую сталинскую коллективизацию или, скорее, огораживания в Англии XVI века. «Два года назад, - сообщают «Известия», - орган местного самоуправления принял правила застройки и землепользования, по которому жителям Кущевской запрещалось иметь корову, козу, овцу - любую копытную живность. Документ парализовал экономику поселения. Здесь привыкли полагаться на натуральное хозяйство, этим кормить себя и зарабатывать. В одночасье многие остались без источника дохода... И только после событий, прогремевших на всю страну, решение местного начальства было отменено». Описывая визит в Кущевскую главы Следственного комитета Бастрыкина, корреспондент «Новой газеты» с удивлением отмечает: «Из зала и со сцены говорят много и долго. Но ощущение такое, что для местных жителей главная проблема - не массовое убийство, а земля. «Отобрали у нас земельные паи! Разберитесь!» - кричит с места дедушка в замшевой куртке. «У вас в глазах одни баксы!» - бросает в лицо кубанскому губернатору какая-то женщина... Кошмар абсолютного, фатального бесправия - будто Кущевка отстала от времени лет на четыреста».

 

Неофеодализм в России

 

Проблема, однако, совсем не в том, что Кущевка «отстала». Латифундисты, подобные Цапкам, - новейшего происхождения. Реставрация капитализма на селе привела к распаду колхозной системы и обнищанию селян, вынужденно вернувшихся к примитивному натуральному хозяйству. Плодородные земли начали захватывать частные инвесторы вроде «Артекс-агро», тесно сросшиеся бюрократией, - достаточно вспомнить, что губернатора Краснодарского края Александра Ткачева называют крупнейшим землевладельцем Европы. Земельная лихорадка, доведенная до безумия сочинской Олимпиадой, превратила местных жителей в «туземцев», которых беспощадно терроризируют латифундисты и застройщики, отбирая клочки «золотой» земли и фактически превращая население в батраков для новой аристократии. При этом на юге России складывается, по сути, фашистский режим, использующий националистические настроения, свойственные этому пестрому в этническом отношении региону для обогащения крупных землевладельцев. В начале 2000-х в результате целенаправленной погромной кампании краевых властей с Кубани в США эмигрировали 15 тысяч турок-месхетинцев. Ключевую роль в этой этнической чистке сыграли интересы агробизнеса: «Хотя колхозы ушли в прошлое, - пишет один из комментаторов, - крупное аграрное производство (теперь, разумеется, частное - И. О.) все еще преобладает на юге России. Турки-месхетинцы не стали встраиваться в ту систему хозяйствования, в которую превратились бывшие колхозы... а предпочли хозяйствовать индивидуально».

 

Для либералов резня в Кущевской сводится к избитой теме коррумпированных чиновников и плохих ментов, кошмарящих честных фермеров. Но разве кубанские менты и чиновники не являются всего лишь обслугой эффективных собственников из «Артекс-агро»? Разве не частная собственность на землю, столь любимая «демократами», является причиной появления капиталистических латифундий, поглощающих более слабые хозяйства? Разве не ультралиберальное трудовое законодательство позволяет работодателям безнаказанно применять рабский и полурабский труд? До 4 ноября «свободная конкуренция» между крупными капиталистами Цапками и мелким фермером Аметовым проходила при полном непротивлении государства. Лишь массовое убийство заставило власть вмешаться, но лишь затем, чтобы, наказав отдельных негодяев, оставить систему неизменной. В России ХХI века почти буквально повторилась история с Салтычихой. Достойный эпилог к 150-летнему юбилею первой российской «модернизации».

 

Источник: http://www.rabkor.ru/authored/11227.html

Комментарии читателей

25.02.2011  Евгений
Товарищи почитайте труды Ленина и Сталина "Экономические проблемы СССР и как он хотел перевести предприятия на хоз рачет. Маркс это теория к действию, которую надо развивать исходя из ситуации которая сейчас, а не жить по ней.

25.02.2011  Иван Мухин
Как и в комментарии к упомянутому источнику хотелось бы, не боясь быть назойливым, повторить, пожелание, чтобы наши статьи, комментарии, замечания и т.п. заканчивались предложениями, адресованными к лицу или органу, принимающим решение по обсуждаемой теме. Без этого наше "бренчание" мало чем отличается от дебатов на коммунальной кухне: "чур я первый сказал!" . Если это всего лишь справка о ситуации в селе на Дону, кубанщине или ставрополье, то где хоть пара слов о казачестве и их доле и роли, казачестве, которое всё чаще называют "ряжеными" и так ли это на самом деле? Или может быть как раз они и являются питательной почвой, на которой взрастает "цапковщина"? Во всяком случае казачьи дружины, сотни, есаулы и атаманы что это такое и какова их роль в сегодняшней жизни села? Каковы их отношения с "иногородними" и "безлошадными"? На чьей стороне они выступят в случае активной борьбы с капиталистическим руководством страной? А каково сейчас и в ближайшем будущем на Белгородчине, Курской, Тамбовской, Орловской, Ростовской областях? Вот что, если говорить серьёзно необходимо знать, не забывая о Западе, Севро-Западе, Карелии, Поволжьи, Урале, Алтае ... "о российском селе с марксистской точки зрения".

26.02.2011  Афелд
Статья интересная, честная и, главное, вскрывает подоплеку событий. Автор - несомненно, способный публицист.Однако говорить о том, что в ней рассмотрено "положение российского села с марксистской точки зрения" - это, мягко говоря, несколько преувеличено. Конечно, с точки зрения публициста, "капиталистическая латифундия" - броская фраза. Однако таковых никогда не было, а вот помещичьи латифундии в России были и, с уничтожением колхозов, они возродились, и возродились как раз "по Марксу".

26.02.2011  Сергей, Нижний Новгород
Все правильно. Но стоит напомнить людям, какие "золотые горы" обещали нам "перестроечники" вместо "грабивших крестьян" советских колхозов! Кущевская мафия - это и есть реальный результат всех хваленых "реформ": полурабство для всех сельских бедняков! И ведь про засилье "перекупщиков" знают все, но никто ничего не делает. И при этой власти не сделает: Это "прелести" капитализма! И если мы, коммунисты, хотим, чтобы нам поверили, надо искать способы сопротивления этому беспределу, чтобы наши призывы не превратились в "бренчание". Коммунист - это не тот, кто правильно говорит или призывает, а ТОТ, КТО БОРЕТСЯ! Большевики это сумели еще до 1917 г., именно поэтому получили поддержку народа. А в КПРФ процветает какая-то "народофобия": сколько раз я слышал там на собраниях - "Мы не станем помогать обывателям!" Но тогда и на поддержку народа надеяться не стоит!

Добавить комментрий...