22.01.2011 Борис Кашин: «Гимн замедленного действия»

Депутат Государственной Думы коммунист Борис Кашин опубликовал свою новую статью в №2 «Экономической и философской газете» от 21 января 2011 г. Редакция Com-piter, верная своей позиции на борьбу с клерикализацией общества, сочла необходимым познакомить с материалом наших читателей.



Символ - …сущность в немногих словах или знаках.

Толковый словарь живого великорусского языка В. Даля

 

В этой статье речь пойдет об одном из государственных символов нашей страны - Государственном гимне Российской Федерации, новый текст которого был принят в конце 2000 года. Как нередко бывает, появление нового текста было связано со стремлением пришедших к власти политических сил законодательно закрепить нужный им взгляд на государство и общество. В Государственной Думе рассматривается сейчас внесенный мною более года назад законопроект об изменениях в тексте гимна. Предлагается в двенадцатой строке заменить одно слово с тем, чтобы последнее предложение второго куплета звучало так:

Одна ты на свете! Одна ты такая -

Хранимая нами родная земля!

 

Напомню, что сейчас двенадцатая строка гимна такова:

Хранимая Богом родная земля!

 

Не удивительно, что законопроект вызвал много откликов и острые споры. Он прямо затрагивает вопросы, интересующие значительную часть граждан: на каких позициях возможна консолидация нашего общества, и каково место религии в современной России? Эти вопросы рассматриваются ниже.

 

Правовые основания для внесения поправок в текст гимна России очевидны. Напомню, что часть 1 статьи 14 (относящейся к основам конституционного строя) Конституции Российской Федерации гласит: Российская Федерация - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Конституция Российской Федерации защищает свободу совести. В соответствии со ст. 28 Конституции, каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой. Эти положения соответствуют историческому выбору, сделанному нашим народом в 1917 году. Сходные формулировки существуют сейчас в законодательстве подавляющего большинства демократических государств. Государственный Гимн Российской Федерации, в соответствии с действующим законодательством, является официальным государственным символом Российской Федерации. Следовательно, текст Государственного гимна должен соответствовать положениям Основного Закона страны и способствовать консолидации общества на основе понятных и принятых гражданами идей и принципов.

 

Предложение, сформулированное в законопроекте, не ново. Еще в 2000 году при рассмотрении Государственной Думой действующей сегодня редакции гимна, идентичные поправки вносили депутаты Государственной Думы от Республики Башкортостан Гимаев и Барлыбаев и депутаты от Республики Татарстан Сафиуллин и Зиятдинова. Уже тогда фракция КПРФ обратила внимание на то, что это предложение заслуживает самого серьезного рассмотрения. Член фракции КПРФ депутат В. Романов, выступая в 2000 году, предлагал (цитирую) «пристально подумать» над указанной поправкой. Однако серьезного обсуждения законопроекта не получилось, и под давлением исполнительной власти он был принят сразу в трех чтениях. Позднее граждане и общественные организации неоднократно обращались в Конституционный Суд РФ по вопросу о соответствии текста гимна Конституции РФ. В рассмотрении вопроса по существу им было отказано по формальным причинам.

 

Но проблема осталась.

 

Значительная часть граждан Российской Федерации не исповедует никакой религии. Слова действующей редакции Государственного гимна «хранимая Богом родная земля» не соответствуют основам их мировоззрения, так же как и взглядам буддистов и последователей некоторых других религий. Не соответствуют эти слова и убеждениям людей с активной жизненной позицией, которые считают, что в решении проблем общества и личности надо рассчитывать, прежде всего, на собственные силы. К указанной категории относятся многие люди левых, коммунистических взглядов,  которым близки строки Интернационала, написанные коммунаром Эженом Потье еще в 1871 году после жестокого подавления Парижской коммуны:

Никто не даст нам избавленья:

Ни бог, ни царь и не герой.

Добьемся мы освобожденья

Своею собственной рукой.

 

Очевидно, что текст гимна идет вразрез с приведенными словами и убеждениями миллионов российских граждан. Конечно, многие имеют другие убеждения. Речь сейчас идет только о том, что государственный символ - гимн Российской Федерации - должен быть принят всеми и способствовать объединению общества.

 

Почти полтора века назад классик русской литературы Николай Семенович Лесков, характеризуя современную ему Россию, отмечал традицию обратить в шутовство обсуждение принципиальных вопросов, стоящих перед обществом. Эта традиция жива и сегодня, чему подтверждением служит стенограмма обсуждения законопроекта в профильном думском Комитете по конституционному законодательству и государственному строительству. Напрасно представитель фракции КПРФ депутат Илюхин, поддерживая законопроект, призывал к серьезному рассмотрению вопроса. Депутат Москалец заявил, что «Атеисты – это неграмотные люди…», а кто-то добавил: «Их меньшинство. Они должны быть солидарны». Ну, что тут скажешь? Разве что напомнить данные периодически проводимых опросов членов Национальной академии наук США, которые показывают, что число верующих среди них постоянно уменьшается и составляет сейчас около 7 процентов. И это в весьма религиозной стране – США. Так что даже если очередной прожект нашей власти по завозу в Россию иностранных ученых будет реализован, то модернизацию придется проводить с атеистами.

 

Показательно и высказывание Председателя Комитета депутата Плигина (цитирую): "А в иудаизме Бог тоже обозначается словом "бог". В исламе Аллах в переводе может быть "Бог", да. То есть, поэтому Бог - очень нейтральный термин в данной ситуации….Он не привязан ни к какой, ни к какой религии». В реальности все далеко не так просто. Не просто, к примеру, отыскать исповедующего иудаизм, поющего о России: «одна ты на свете… хранимая Богом», - земля обетованная для него гораздо южнее. И, главное, мягко говоря, упрощенная трактовка Плигиным божественной идеи не находит поддержки, прежде всего, у религиозных деятелей. В статье «Не все пути ведут к Богу» видный представитель РПЦ, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин, прямо пишет, что «учение о том, что все религии ведут к одному Богу, а перегородки между ними не доходят до неба, для большинства верующих не является нейтральным», «…все прекрасно знают, что Православие и ислам - две распространенные в России религии - не считают, что к Богу ведут все пути. Один ведет, а остальные уводят».

 

Но тогда встает вопрос, зачем РПЦ и исламскому духовенству отстаивать нынешний текст гимна, если совместное исполнение гимна людьми разных верований никак не будет способствовать их сближению, если часть верующих будет при этом вспоминать пословицу: «Чужой бог хуже своего лешего». Не лучше ли вынести вызывающие разногласия вопросы о вере и Боге за рамки официальной государственной жизни, отнеся это к жизни частной? Тем более, что (снова цитирую В.Чаплина) «для верующего человека главное не "идентичность", не поиск врагов, и даже не бесконфликтное бытоустройство, а достижение вечной жизни, которую он связывает именно с единственной, истинной для него верой».

 

Заслуживающих рассмотрения здесь возражений правового характера к законопроекту не было. Отрицательные заключения Правительства и профильного Комитета Госдумы серьезных аргументов не содержат. Ссылки в них на авторство Сергея Михалкова, переработавшего написанный им же во время Великой Отечественной войны текст советского гимна под нужды новой власти, как помеху к принятию законопроекта, необоснованны. Гражданский кодекс РФ однозначно указывает, что государственные символы, в том числе Государственный Гимн, не являются объектами авторских прав.

 

Предложенная поправка к тексту гимна лежит в русле общемировой тенденции: во всех развитых странах идет процесс секуляризации общественной жизни. Принимаются решения, прерывающие вековые традиции. Один из многих примеров - запрет на размещение распятий в итальянских школах. А в России запущен обратный процесс, и, как показало обсуждение законопроекта, это беспокоит российское общество.

 

Более сотни публикаций было посвящено моей инициативе. Центральное телевидение воспроизвело негативную оценку законопроекта патриархом Кириллом. Вместе с тем, некоторые священнослужители и ученые-религиоведы высказались в мою поддержку. По мнению протоиерея Александра Борисова, настоятеля московского храма святых Косьмы и Дамиана, нет ничего страшного в содержании законопроекта, он оправдан с религиозной точки зрения и вполне соответствует заповеди не упоминать имя божье всуе. При этом протоиерей А. Борисов говорит о том, что словосочетание «хранимая нами» звучит слишком самоуверенно, и лучше было бы «любимая нами родная земля». Я готов с этим согласиться, и думаю, что такой текст поддержали бы все граждане России.

 

Некоторые представители «Единой России» пытались превратить обсуждение законопроекта в очередную антикоммунистическую кампанию и обвинение меня в неуважении к верующим. Особенно отличился один из их лидеров А.Исаев, который в традициях политической шпаны стал грозить ликвидацией Мавзолея В.И. Ленина. Его не остановило, что Мавзолей – памятник истории и архитектуры мирового значения, к которому с благоговением подходили десятки миллионов наших соотечественников и гостей со всех концов Земли. Эта позорная кампания не получила поддержки в обществе и была свернута.

 

Во многих откликах на законопроект отмечалась полная рассогласованность слов гимна о том, что Бог хранит Россию, с реальностью - деградацией страны и вымиранием народа. Подчеркивалось, что выход из кризиса, охватившего все сферы общественной жизни, невозможен, если игнорируются позиции и интересы  значимых социальных групп.

 

Дискуссия по рассматриваемому законопроекту, естественно, вышла на принципиальные вопросы: на каких основах возможна консолидация нашего общества, и каково место религии в современном обществе. Понятно, что достичь единства в обществе, разделенном острейшими противоречиями, не удастся. О какой консолидации может идти речь в стране, где до неслыханных размеров вырос разрыв в доходах между бедными и богатыми, а власть и СМИ монополизированы несколькими кланами. И все-таки в чем-то придти к согласию, видимо, возможно и крайне желательно. Считаю, что общественное согласие достижимо в отношении принципов:

 

1) безусловного уважения к чувствам верующих и памятникам нашей истории и культуры;

2) строгого следования конституционному положению об отделении религиозных объединений от государства;

3) признания необходимости развития научного мировоззрения и научного подхода к выборам путей развития страны.

 

К сожалению, власть и церковь не реализуют возможности по достижению согласия в обществе и предлагают нам «объединяющие» идеи, которые только обостряют противоречия. Преследуя сиюминутные цели по максимуму «тянут одеяло на себя». Но невозможно добиться народного единства искусственным введением сверху соответствующего праздника. Простой заменой в праздничном календаре годовщины ключевого события прошлого века - Великой Октябрьской социалистической революции - мертворожденным Днем народного единства.

 

Борьба с советскими праздниками, памятниками советской эпохи – только одно из многих направлений скоординированных действий государственных чиновников высокого ранга и церковных иерархов по идеологическому обслуживанию нынешней кланово-олигархической властной конструкции. Показательна в этой связи беседа посла США в России Д. Байерли с председателем Отдела Внешних церковных связей Московского патриархата митрополитом Иларионом, информация о которой стала доступной благодаря утечке секретных данных через интернет-сайт Wikileaks. Иларион (тот самый, что в одном из интервью уравнял Сталина и Гитлера) сообщает послу, что главной задачей РПЦ он видит пропаганду официальной политики Правительства. С этим же согласуются и данные открытых источников. 1 июня 2010 года было опубликовано информационное сообщение о встрече представителей РПЦ и фракции «Единая Россия» в ГД, в ходе которой у церкви была запрошена поддержка в связи с принятием голосами «Единой России» весьма непопулярного и опасного законопроекта «О бюджетных организациях». В качестве одного из первоочередных совместных действий было решено провести совместное совещание по этому закону. Одновременно, участники встречи договорились совместно готовиться к юбилею 400-летия со дня восшествия на российский престол династии Михаила Романова.

 

Стоит ли удивляться, что в СМИ, и в первую очередь на государственных телеканалах, не отличающихся тягой к духовности и морали, представителям духовенства дана «зеленая улица». Церковь активно вторгается в светскую жизнь общества и политику, а власть видит в церкви эффективный инструмент усмирения недовольства народа. Нормы Конституции уже мешают сложившемуся союзу. Характерный пример: общественная организация «Фонд здравомыслия», ставящая своей целью защиту светских принципов российского государства, встретилась с ожесточенным сопротивлением чиновников в попытках разместить на коммерческих условиях в Москве билборд с текстом 14 статьи Конституции. Хотя аналогичная кампания без проблем проводится атеистами в гораздо более религиозных странах Европы и Северной Америки.

 

В прямой связи с новыми отношениями государства и церкви в стране обострились две серьезнейшие проблемы: религиозный экстремизм и мракобесие.

 

Для мусульманских территорий России религиозный экстремизм превратился в проблему номер один. Об этом прямо говорят федеральному центру руководители субъектов федерации. Мы наблюдаем в некоторых регионах агрессивное навязывание норм шариата, что ведет к нарушению конституционных прав граждан. Экстремисты активизировались и среди представителей других религий. Вандалов, взрывающих памятники, приветствует и благословляет бесноватый протоиерей Дмитрий Смирнов, которому многочисленные экстремистские высказывания не мешают занимать одну из ключевых должностей в РПЦ - председателя Синодального отдела по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными учреждениями. Силовые министры, сидя рядом с этим деятелем, словно забывают собственные заявления о готовности к борьбе со всеми формами экстремизма.

 

Замена объективного анализа исторических событий ссылками на волю божью, граничащая с мракобесием, - одна из примет нашего времени. Тем более опасная, что сочетается с повсеместным падением уровня образования. Справедливости ради, надо отметить, что в обществе расширяется протест против внедрения «потусторонних» аргументов при объяснении явлений природы и общественной жизни. Резкое отторжение людей самых разных политических воззрений вызвало известное высказывание патриарха Кирилла, который нашествие фашистов на Советский Союз объяснил божьим наказанием «за страшный грех - богоотступничество народа». Считаю, что действующая редакция российского гимна в определенном смысле придает официальный статус подобным дремучим трактовкам нашей истории.

 

Попытки играть роль «идеологического отдела» при кремлевской власти могут сослужить дурную службу РПЦ. Заявляя, что ею сделаны выводы из революционного периода российской истории, когда религия была отвергнута народом, на практике РПЦ повторяет ошибки далекого прошлого. В конце 70-х годов XIX века Н.С. Лесков надеялся, что «представительство церкви, по-видимому, как будто начало сознавать необходимость не раздражать более против себя русское общество, и без того раздраженное до весьма изрядной неприязни к духовенству». Эти надежды не оправдались, и в 1918 году Александр Блок в статье «Интеллигенция и революция» написал: «почему дырявят древний собор? - Потому, что сто лет здесь ожиревший поп, икая, брал взятки и торговал водкой». И сегодня, добиваясь все новых льгот, расширяя свое влияние на принятие политических решений, закрепляя свою роль в государстве, в том числе и через государственные символы, церкви следует иметь в виду возможные последствия в случае (с моей точки зрения, неизбежного) банкротства нынешней власти.

 

Октябрьская революция 1917 года выдвинула Россию в число передовых стран. Светское государство – одно из завоеваний революции. Потерять это завоевание – значит вернуться в XIX век, перечеркнуть возможность России войти в число мировых лидеров, поставить под угрозу единство страны при обострении межрелигиозных противоречий. И гимн нашего государства должен быть созвучен выбору наших дедов и прадедов – выбору поколения победителей.

Комментарии читателей

22.01.2011  Робин
В статье очень грамотно описано из нашей жизни все то, о чем сейчас не принято говорить. Моё мнение - помимо гимна необходимо заменить флаг и герб государства. У меня триколор не ассоциируется ни с чем иным, кроме как с размахивающим им пьяным ельциным на броневике и всей его черной эпохой. А чернобыльская птица, да еще с символами монархии - это вообще пипец! Нужно придумать что-то новое - НОВЫЙ флаг и НОВЫЙ герб. Лишь эти символы будут в современном сознании восприниматься нейтрально.

22.01.2011  Большевичка
Борису Кашину огромнейшее спасибо за постановку вопроса. Мне кажется, в настоящей марксистско-ленинской коммунистической партии надо вводить квоты на прием верующих. Через год (как кандидатский стаж), если они не встали на путь материализма после учебы в школе молодого коммуниста и в строгом соотвтетствии с наставлением В.И. Ленина, исключать их из рядов партии. Среди них есть хорошие люди, это правда, но если они не признали диалектический материализм, если не признают и необходимость классовой борьбы, и роль рабочего класса, и пролетарской революции, это не балласт в партии, это намного хуже. Это, как В.И. Ленин говорил, что любой буржуа в партии, даже мелкий, работает только на капитализм, так и верующий уводит партию от социалистической революции.

23.01.2011  коммунистка
Как Вы правы

23.01.2011  Наталия Семеновна
Поддерживаю тов. Б.Кашина. Была возмущена поздравлением лидера КПРФ Г.А. Зюганова с Рождеством Христовым, где сказано, что это -САМЫЙ ЛЮБИМЫЙ народный праздник. Наш народ состоит из людей разных национальностей, вероиспо-веданий, язычников, агностиков, атеистов. Так какой народ позравляет с православным праздником марксист-коммунист?

24.01.2011  Андрей
Молодец Кашин. Хорошо разворошил осиное гнездо :)

30.06.2011  Ильин Анатолий Степанович, Санкт-Петербург
Предлагаю новые слова гимна России 1. Россия веками сближала народы, и дружбой народов Россия сильна. Мы помним о том, как в суровые годы ковала победу большая страна. Припев: Наш трудный путь в истории преодолели вместе мы. Гордость за нашу страну велика! Но, - люди, будьте бдительны! Пусть мирное развитие плавно течёт, словно Волга-река. 2. Известный закон конвергенции в силе, - изучен детально весь опыт земной. Фиксируем тезис для новой России: научный подход к управлению страной. Припев. 3. Хранить для потомков родную планету (на ней у России немалая часть), - решайте проблему важнейшую эту! – мы вновь призываем и граждан, и власть. При сольном исполнении: я вновь призываю и граждан, и власть. Припев. В отличие от существующих слов С.Михалкова, имеющих ряд недостатков по стилистике и эвфонии, в предлагаемом тексте мне удалось в художественной форме чётко изложить наиболее характерные особенности России и главнейшие тезисы, необходимые для России. Обеспечено качественное наложение слов на мелодию, по одному слогу на каждую ноту, без эффектов искажения слов. Предлагаемый вариант слов гимна России характерен тем, что художественные приемы присутствует в умеренной дозе («суровые годы», «ковать победу», «плавно течёт, словно Волга-река», «родная планета») и адекватны строгому содержанию. Текст весьма информативен (словам тесно, мыслям просторно), без ущербных смысловых неоднозначностей. Поэтому исполняемая музыка должна быть в строгой аранжировке, как и для гимна СССР. Неуместны никакие переделки, которые применяются в настоящее время под слащавые слова С.Михалкова (джазовая или маршеобразная). Слова «к управлению» для точного соответствия мелодии можно произносить «к управленью». А лучше в мелодии для гласной «и» добавить короткую ноту за счет длинной. Подобные корректировки мелодий в песнях встречаются часто и считаются приемлемыми. Слова «наш трудный путь в истории» относятся к народам России (после 1-го куплета), ко всей новой России (после 2-го куплета), а также к гражданам, к власти (после 3-его куплета). Считается, что для песен рифмы имеют второстепенное значение, так как основным украшением для слов является мелодия. Поэтому в припеве первые две строки остались не рифмованы, зато имеются две других рифмы «велика – река» и «бдительны – развитие». Для куплетов мне удалось соблюсти строгие рифмы с применением слов, адекватных требуемому содержанию гимна, а не просто так для рифмы. Конвергенцией называется сближение противоложных систем, капитализма и социализма, по принципу заимствования позитивных качеств. Этот процесс обусловлен законами диалектики, поэтому объективен, имеет силу естественного закона. Успешно развивающиеся страны являются примером правильного использования данного закона. А Россия, к сожалению, пренебрегает этим законом, поэтому зигзагообразно переходит из одной крайности в другую. Надо целенаправленно на научной основе следовать закону конвергенции, иначе Россию ожидает новый кризис или даже распад. Этот абзац, поясняющий термин «конвергенция», должен всегда прилагаться к тексту гимна, чтобы было понятно всем гражданам, независимо от их образования. Более того, необходимо провозгласить конвергенцию в Конституции России и в программных документах всех партий, иначе вместо отпавшей цели построения коммунизма мы имеем полное отсутствие какой-либо цели (национальной идеи), а в условиях идеологического вакуума имеем идеологический разброд, расшатывающий страну.

16.07.2011  Владимир Малушко
Странно, как вообще в гимн России попала эта очередная михалковская напыщенная пошлость... Бог, управляющий Природой через души существ, никакому государству (искусственному временному образованию, не имеющему души) не хранит занимаемую им землю. Люди, народы, человечество сами должны хранить и заботиться о своей земле и планете Земля, а не бездумно ее опустошать и загаживать. В этом – спасение человечества и его народов, продление их жизни на Земле. Поздравляю КПРФ с находкой точной замены михалковского подлога, принижающего и опошляющего роль Бога! Владимир Малушко 15.7.2011

16.07.2011  Владимир Малушко
Странно, как вообще в гимн России попала эта очередная михалковская напыщенная пошлость... Бог, управляющий Природой через души существ, никакому государству (искусственному временному образованию, не имеющему души) не хранит занимаемую им землю. Люди, народы, человечество сами должны хранить и заботиться о своей земле и планете Земля, а не бездумно ее опустошать и загаживать. В этом – спасение человечества и его народов, продление их жизни на Земле. Поздравляю КПРФ с находкой точной замены михалковского подлога, принижающего и опошляющего роль Бога! Владимир Малушко 15.7.2011

Добавить комментрий...